Другим моим опытом тесного переплетения актерства и психологии для меня явились расстановки по Хеллингеру. О таком методе я услышала на одном из фестивалей йоги и изотерики, и от своих друзей в Доминикане. Человек обращается к психологу с проблемой, которая его беспокоит. Психолог, он же и ведущий, оценивает, насколько для решения подойдет метод расстановки, выясняет дополнительные обстоятельства и детали. Далее для рассматриваемой системы клиента – а это может быть, как семья, коллеги, друзья и тд., особенно важно выявить основных участников расстановки, кто прямо или косвенно повлиял и влиет на возникшую у клиента проблему. На их роли из числа посторонних, специально приглашенных для этого мероприятия людей, не знакомых с клиентом, выбираются заместители, руководствуясь внутренними ощущениями и только. Ни пол, ни возраст при этом не учитываются. Клиент подходит к заместителям и поочередно называет их имена и роли в своей жизни на период расстановки. Заместителей вводят в курс проблемы клиента, предлагают начать движение по помещению, взаимодействие с другими членами расстановки. Постепенно проявляется поле рассматриваемой системы, заместители начинают вести себя сообразно своей роли, подгружаться в происходящее, транслировать проблему, конфликт взаимоотношений. К примеру, заместители жены и любовницы начинают проявлять агрессию по отношению друг к другу, заместители сестер и братьев проявляют заботу, беспокойство. Если в этом есть необходимость – в расстановку добавляют еще заместителей для введения новых персонажей в систему конфликта, отслеживая изменения в поведении и отношении друг к другу уже имеющихся членов системы.
После ведущий выбирает действия, направленные на устранения конфликта, например, задавая вопросы заместителям, способные объяснить то или иное их поведение, приведшее к конфликту, или через проговаривание просьб о прощении, в результате чего меняется состояние заказчика, уходят причины негатива ( иногда требуется ряд дополнительных действий для избавления клиента от накопленных обид, претензий, бОльного опыта). Заказчик чаще всего является сторонним наблюдателем расстановки, и только потом появляется в поле для произведения ключевых действий, закрепления разрешения конфликта. После расстановки советуют не обговаривать ее результаты, не пытаться проанализировать, не задавать вопросы учасникам, просто принять в себя увиденное и услышанное в процессе. В результате расстановки, система перестраивается, вот почему могут разрушиться прежние отношения, исчезнуть точки соприкосновения или появятся обиды или обстоятельства, уйдёт то, что связывало этих людей вместе. Или же наоборот, могут внезапно появится новые отношения, или возродятся и окрепнут прежние чувства. Вероятны изменения, коренным образом меняющие судьбу заказчика, например, излечение от болезни, прекращается череда неудач, появление второй половинки, смена жилья, страны, поля деятельности. Не всегда это приятные долгожданнные изменения в судьбе заказчика, часто это необходимые «освобождения» от старых связей, болезненно воспринимающиеся и отвергаемые.
Для меня, на тот момент находящейся в тупиковой ситуации в личной жизни, вернувшейся в холодный Киев, снова и снова пытающейся разобраться, куда двигаться, эта идея сходить попробовать прозвучала максимально привлекательно. Мне было интересно задать свой вопрос и проиграть чужую жизненную ситуацию в качестве актрисы любой роли, которая мне выпадет. Я отправилась в центр прямо сутра. На расстановку собралось около 12 человек – очень разные люди и по возрасту и сфере деятельности, интеллекту и внешности – от 23 до 65 лет, одна пара. Оговорюсь, что услуга не дешевая, по 150 долларов с человека, люди пришли с обыкновенными жизненными вопросами – иммигрировать ли в Австралию? Разлады с мужем? Как простить измену? Как собраться и начать работать? Как забеременеть, если не получается?
После недолгого знакомства, психолог предлагает рассматривать вопросы в порядке часовой стрелки. Пара лет 35-38 рассказывает о своем жизненном запросе. Психолог записывает детали и мы все встаем. Мы –заместители в их жизненной истории. Нам всем раздают роли, и предлагают жизненную ситуацию. Мы по велению своей души должны начать двигаться, как кому заблагорассудится, подчиняясь только своим внутренним ощущениям, глубоко и размеренно дыша. Сначала все это напоминает театр абсурда, и я не чувствую никаких вибраций, которые направят меня к решению их запроса. Но потом тело упрямо начинает кружить возле одного из заместителей, появляется желание его потрогать и обнять, хотя в начале мне он показался довольно непривлекательным. Гл разборщики вступают со мной в диалог, ругают меня, кричат, я абсолютно серьезно смотрю на них и отвечаю так, как ответил бы по моему мнению человек в данной ситуации. Полная импровизация. Никаких подсказок, уточнений, все только по наитию. Ни в коем случае нельзя рассмеяться или выйти из роли – не будет никакого терапевтического действия. 10 минут и я живу этим персонажем, мне нужно все больше особенностей, чтобы убедить ребят в достоверности намерений человека, от которого зависит их конфликт. Мое поведение объясняет их разлады, мои слова только усиливают их желание высказаться, объясниться друг с другом без обиняков, …….. Я не знаю, что это –наитие или случайность, сильное желание помочь разобраться и найти объяснение, которое бы удовлетворило всех и провидение, но
Актерство так глубинно в нас, что мы включаем его в ежедневных ситуациях, сами того не замечая. Тонни Роббинс говорит о том, что у нас 4-5 основных ролей, играя которые, которые мы можем вести себя иногда противоположным образом. На самом деле, их больше, но в критических или экстремальных ситуациях мы показываем всегда одну, ту, что сформировалась у нас еще в глубоком детстве.
Я начала писать статьи в блог на сайте: tsymbal.org.ua , который полностью посвящен тому, чтобы поделиться своим опытом и наработками с начинающими актерами и всеми, кто мечтает сыграть в кино и рекламе. Блог я оформляю полностью сама, принимаю замечания и комментарии к разработке и техчасти, и особенно интересно услышать Ваше мнение по контенту. Держи пари, у каждого из моих знакомых и друзей по площадке есть что рассказать!
Секреты актерского мастерства. Борьба с наигрыванием и пафосом.
© К.С. Станиславский. Работа актера над собой.
СИСТЕМА К.С. СТАНИСЛАВСКОГО. "А вот и другой пример: Чем занят близкий друг или жена умирающего? Охраной покоя больного, исполнением предписаний врача, измерением температуры, компрессами, горчичниками. Все эти маленькие действия приобретают решающее значение в жизни больного и потому выполняются как священнодействия, в них вкладывается вся душа. И неудивительно: при борьбе с болезнью небрежность - преступна, она может убить больного.
А вот вам и третий пример: Чем занята леди Макбет в кульминационный момент трагедии? Простым физическим действием: стиранием с руки кровавого пятна.
- Извините, пожалуйста, - поспешил вступиться за Шекспира Говорков. - Неужели великий писатель создавал свои шедевры для того, понимаете ли, чтоб его герои мыли себе руки или проделывали другие натуралистические действия?
- Не правда ли, какое разочарование! - иронизировал Торцов. - Не думать о «трагическом», отказаться от любимой вами напряженнейшей актерской потуги, от наигрыша, от «пафоса» и «вдохновения» в кавычках! Забыть о зрителе, о производимом на него впечатлении и вместо всех подобных актерских прелестей ограничиться маленькими физическими, реалистическими действиями, маленькими физическими правдами и искренней верой в их подлинность!!
Со временем вы поймете, что это нужно не для натурализма, а для правды чувства, для веры в его подлинность, что и в самой жизни возвышенные переживания нередко проявляются в самых обыкновенных маленьких натуралистических действиях. Нам, артистам, нужно широко пользоваться тем, что эти физические действия, поставленные среди важных предлагаемых обстоятельств, приобретают большую силу. В этих условиях создается взаимодействие тела и души, действия и чувства, благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее: стирание кровавого пятна помогает выполнению честолюбивых замыслов леди Макбет, и честолюбивые замыслы заставляют стирать кровавое пятно. Недаром же в монологе леди Макбет все время чередуется забота о пятне с воспоминанием отдельных моментов убийства Банко. Маленькое, реальное, физическое действие стирания пятна приобретает большое значение в дальнейшей жизни леди Макбет, а большое внутреннее стремление (честолюбивые замыслы) нуждается в помощи маленького физического действия.
Но есть и еще более простая, и практическая причина, почему правда физических действий приобретает важное значение в минуты трагического подъема. Дело в том, что в сильной трагедии артисту приходится доводить себя до высшей точки творческого напряжения. Это трудно. В самом деле, какое насилие вызывать в себе экстаз без естественного позыва хотения! Легко ли против воли добиваться того возвышенного переживания, которое рождается только от творческого увлечения! При таком противоестественном подходе не трудно свихнуться и вместо подлинного чувства вызвать простой, ремесленный актерский наигрыш и мышечную судорогу. Наигрыш легок, знаком, привычен до механической приученности. Это путь наименьшего сопротивления.
Чтобы удержать себя от такой ошибки, нужно схватиться за что-то реальное, устойчивое, органическое, ощутимое. Вот тут нам необходимо ясное, четкое, волнующее, но легко выполнимое физическое действие, типичное для переживаемого момента. Оно механически направит нас по верному пути и в трудные для творчества моменты не даст свернуть на ложную дорогу.
Именно в эти минуты повышенных переживание трагедии и драмы простые, правдивые физические действия, за которые легко цепляться, получают совершенно исключительное по важности значение. Чем они проще, доступнее и выполнимее, тем легче ухватиться за них в трудный момент. Верная задача поведет к верной цели. Это убережет артиста от пути наименьшего сопротивления, то есть от штампа, от ремесла."
Успехов Вам!